12:08 18.11.2014

Глобальные инфраструктурные проекты войдут в стадию реализации в 2016-2017 гг. – Мистюк гендиректор КИА

18 мин читать
Глобальные инфраструктурные проекты войдут в стадию реализации в 2016-2017 гг. – Мистюк гендиректор КИА
Эксклюзивное интервью генерального директора Киевского инвестиционного агентства Олега Мистюка агентству "Интерфакс-Украина" Вопрос: Что побудило вас попробовать себя в качестве директора Киевского инвестиционного агентства? Ответ: Очень интенсивный процесс интервью, который мне устроили "топы" муниципалитета в конце июля – начале августа. Это люди, не имевшие прежде отношения к госсектору, и желающие перенести туда свой успешный опыт из частного сектора, технократы в хорошем смысле этого слова, как и я сам. Помимо свойственного многим из нас сильного гражданского побуждения прислужиться процессу реформ, это, наверное, стало основной причиной того, почему мне показалась интересной эта работа, почему я решил помочь муниципалитету в совершенствовании инвестиционной функции, - области, которая мне, как финансисту с 20-летним стажем и бостонским МБА в корпоративных финансах, близка по духу. То, как глава КГГА и его первый заместитель сформулировали идеологию инвестагентства, для меня не было чем-то абсолютно новым. Вовлечение "профи" из банковского и частного сектора в создание выделенного фронт-офиса муниципалитета для эффективной работы с инвесторами и международными финансовыми организациями, идея "профессионального правительства", способного бороться с бюрократией, витала в воздухе, но реальное желание ее реализовывать на практике для меня стало откровением. Вопрос: Инвестагентство уже существовало в структуре КГГА. В чем отличие нового подхода? Ответ: Чтобы разрубить узел проблем в отношениях потенциального инвестора и муниципалитета, нужно было сделать некий интерфейс, который бы, с одной стороны, иммунизировал от бюрократической инертности и сопротивления публичного сектора, а с другой - был бы проактивен, понятен и мыслил бы теми же категориями, что и приватный сектор, сами инвесторы. Задача была простая: сделать внутреннее подразделение, состоящее из профессионалов в разных сферах, создать команду людей с релевантным опытом, которые думают в формате глобальных стандартов, принятых в международных финансовых организациях (МФО), ежедневно занимающихся реализаций подобных проектов. Заботясь о возвращении в Киев международного капитала, мы, тем не менее, считаем важным не растерять местных инвесторов, снять их нервозность по поводу частой смены власти, дать понять, что правила игры раз и навсегда меняются в сторону прозрачности и открытости. Сейчас мы находимся в процессе формирования структуры, команды, модели работы. Думаю, к началу следующего года мы примем уже какой-то оформившийся вид. Вопрос: Какие изменения уже может ощутить инвестор? Ответ: Первая вещь, которая была неудобна для инвестора, - это очень длительный срок, разделяющий инвестиционную инициативу и момент подписания инвестдоговора с муниципалитетом (от 500 дней). Это период согласования, рассмотрения различными коллегиальными органами, выходы на инвесткомиссии, Киевсовет. Сформированная в КГГА в 2007 году процедура инвестпроцесса служила щитом для госслужащих, а не способствовала развитию инвестиций. Это первое, на что мы обратили внимание и попытались оптимизировать при участии компаний-консультантов "большой четверки", взяв за основу лучший опыт других стран и муниципалитетов как Европы, так и США. В расчет брались модели Брюсселя, Чикаго Варшавы и Грузии. Переработали процедуру – получилось ужаться в срок до 90 дней, можно даже говорить о 80 днях от момента поступления инвестпредложения в муниципалитет до момента подписания договора с инвестором. Вопрос: Были ужаты сроки согласования проекта или сокращено количество процедур? Ответ: Сократилось количество дней, отводимое различным департаментам на согласование документации, где возможно - "распараллелили" процесс. Уменьшение срока также стало возможным за счет предварительной обработки стратегически важных направлений и проектов. Предполагаем, что в новом формате инвестиционной процедуры мы априори будем знать приоритизацию тех вещей, которые мы хотим делать. Консультанты мирового уровня увидели, как это выглядит сейчас, пояснили свое видение коллегиальных органов, экспертных советов и пр., которое могло бы задать нам определенные критерии, в пределах которых процесс заключения сделки будет проходить гораздо быстрее. Вопрос: Как теперь будет происходить взаимодействие с инвесторами? Ответ: Руководство муниципалитета считает самым главным создание института проектных менеджеров. К каждому акцептованному проекту прикрепляется лидер, который занимается им с первого дня до момента подписания инвестдоговора, "протягивает" через все процедуры согласования, занимается созданием предпроектной документации, разработкой технической и финансовой модели, юридических условий договора с потенциальным инвестором и пр. То есть, у каждой потенциальной инвестсделки существует куратор, обязанный детальнейшим образом продумать и "запакетировать" возможную сделку загодя, поставив себя на место частного инвестора, и апогеем его работы будет успешная продажа сделки на инвестконкурсе. Вопрос: А в чем же состоит роль самого инвестора? Ответ: Хороший вопрос. Выступить с инвестидей может не только частный инвестор, но и райгосадминистрация, любое коммунальное предприятие, даже соответствующий департамент КГГА или центрального правительства. Также МФО, у которых под нее подготовлено финансирование по своим ранее одобренным программам. Никто не гарантирует инициатору, кем бы он ни был, победу в нашем открытом, прозрачном и конкурентном инвестконкурсе. Для этого ему нужно будет предложить максимально выгодные условия. Именно этим мы гарантируем достижение максимальной выгоды для киевлян, что кардинально отличается от предыдущей модели инвестагентства, когда вся инвестпроцедура разрабатывалась так, чтобы удовлетворить запросы зашедшего в нужные кабинеты инвестора. Вопрос: Что принципиально нового появилось в инвестагентстве? Ответ: Классическим примером эффективной инвестиционной функции муниципалитетов за пределами Украины являются инвестагентства, у которых налажены коммуникации не только с инвесторами, но и с общественностью, позволяющие принять во внимание пожелания жителей города, квалифицированный совет от бизнес-общественности, воспользоваться опытом других муниципалитетов. Мы сейчас "нянчим" идею создания при мэрии некого бюро улучшения бизнес-климата - органа, в который будут входить общепризнанные лидеры гражданского мнения, возможно, какие-то финансовые светила, руководители консалтинговых лидеров рынка, экс-мэры других городов, которые могут поделиться своим опытом с киевским муниципалитетом. Это должен быть принципиально независимый орган, рупор критики со стороны бизнеса, и надежный советчик руководителей муниципалитета и инвестагентства по структуре и логике инвестсделок, в т.ч. в формате государственно-частного партнерства, некий надзорный орган, призванный контролировать непредвзятость и честность нашей работы. На уровне центрального правительства сейчас формируется офис омбудсмена, при активной поддержке этой идеи ЕБРР. В нашем случае на уровне муниципалитета мы находимся на окончательной стадии проработки идеи экспертного совета, совместно с экспертами USAID, UNOPS (United Nations Office for Project Services), одной из компаний "большой четверки", одним из лидеров международной рекрутинговой индустрии, выстраивающим процесс прозрачного набора кандидатов. В ближайшее время результат этой работы будет представлен на утверждение руководству города и мэру. Вопрос: Уже есть какие-то результаты таких преобразований? Инвесторы начали активнее интересоваться сотрудничеством с КИА? Ответ: Абсолютно. Естественно, есть небольшой процент инвесторов, которые привыкли работать в старом формате и не до конца понимают, как работает новый прозрачный конкурентный формат. Но в большинстве своем даже те, кто работал на украинском рынке, особенно в проектах недвижимости, получив уверенность, что теперь все будет в прозрачном и честном формате, начали проявлять интерес с завидной интенсивностью. Рынок истосковался по новым, не "схемным" возможностям. Я думаю, то, что мы делаем, поможет восстановлению всего украинского рынка. Тем более что работа с муниципалитетом для многих инвесторов представляется более интересной, чем просто инвестиции в государственные облигации внутреннего займа либо рисковые сделки с другими участниками приватного сектора. Вопрос: Почему? Ответ: В данном случае парасуверенный статус и массивность муниципалитета, его роль законодателя на местном уровне является как раз подспорьем для инвестора, который видит в нас более надежного контр-партнера. Если город принимает решение, что данная модель кооперации с частным сектором является приоритетной, то добрая воля муниципалитета и правильно структурированные сделки предполагают, что инвестор будет находиться под неким протекторатом. Город политически не заинтересован в критике, но хочет, чтобы инвестор тоже действовал честно. Эффективность частного сектора - та вещь, которая недоступна публичному сектору. Публичный сектор не может быть эффективным собственником и оператором. Идентификация вещей, которые можно вынести на аутсорс в частный сектор, является одной из задач инвестагентства. А инвестору это интересно потому, что существуют четкие правила, они определены инвестиционным договором, в котором второй стороной является парасуверен, слово которого чего-то стоит и сотрудничество с которым отличается от работы инвестора с частным сектором, подверженного, помимо суверенного риска, рыночной волатильности. Тем паче, речь зачастую идет о сложных инфраструктурных проектах. Вопрос: С чем к вам чаще всего приходят потенциальные участники проекта? Ответ: Приходят по большей части с идеями. Те, у кого есть финансовый ресурс, не приходят, потому что мы до них быстрее "добегаем". Думаю, в ближайшее время мы сможем разбудить тот класс инвесторов, с которым хотел бы работать муниципалитет. Энергосбережение нас очень интересует, недвижимость и, как ни странно, больше всего транспортная инфраструктура. Ну и, наверное, достаточно вменяемый поток предложений приходится на долю МФО, которые видят это в своих программах развития Киева. Вопрос: На какую материальную, и не только, поддержку может рассчитывать инвестор решивший реализовать инвестпроект при помощи КИА? Ответ: В других странах есть случаи, когда город выступает соинвестром в каких-то сделках. Возможно, когда улучшится экономическая ситуация в городе, найдутся свободные под инновации, тогда, конечно, инвестору будет интересно, чтобы город предоставлял определенный базовый капитал. Зачастую по многим кредитам, предоставляемым финансовыми организациями, выдвигаются требования к городу инвестировать 10-25% своих денег, чтобы претендовать на левередж со стороны МФО. К сожалению, финансовая ситуация не позволяет городу активно рассматривать соинвестирование в сделку. Поэтому задачей КИА является первоочередная идентификация тех сделок, в которых инвестор будет заинтересован без прямого участия города. Город располагает не финансовым ресурсом, город располагает ресурсом в сфере земли, недвижимости, платежеспособного спроса населения. Это те вещи, которые город может предложить в качестве своей инвестиции в сделку. Вопрос: А вы сможете содействовать инвестору в получении дешевых денег? Ответ: Не только сможем, но и уже оказываем в некоторых случаях. Когда муниципалитет не видит смысла самому выступать инвестором, увеличивая свою долговую (валютную) нагрузку, но есть заинтересованность в реализации каких-то проектов, мы практически сводим заинтересованного частного инвестора с теми IFI (International financial institutions – международные финансовые институты - ИФ), которые уже работают с городом, в надежде, что они смогут предоставить дополнительное финансирование. В одной из текущих сделок мы пытаемся "поженить" одну мировую корпорацию и один IFI для реализации проекта, который нужен городу, сделает его красивее и безопаснее. Подробности позже. Вопрос: Скольких инвесторов вам удалось привлечь после преобразования КИА? Ответ: Давайте вернемся к тому, что инвестиционный процесс после преобразования должен занимать 90 дней. Переформатирование КИА начато в августе, то есть мы как раз подходим к моменту, когда подготовленные нами сделки начинают распространяться и продаваться среди инвесторов. Мы надеемся, что к концу ноября у нас закроются сделки, предложенные еще предыдущими инвесткомиссиями, и мы сможем назвать реальных инвесторов, вошедших в сделку. Одна из сделок, которая уже успешно закрылась с участием инвестора, пришедшего из финсектора, - это бесплатный Wi-Fi в метро для всех горожан, сервис, успешных аналогов которого немного во всем мире. Когда я рассказал об этом инвестконкурсе USAID, о том, что в скором будущем киевляне смогут во время проезда в метро пользоваться бесплатным интернетом, их первая реакция была: "А вы не можете этого инвестора к нам в Вашингтон отправить? Мы тоже хотим!" Вопрос: Что в настоящее время больше всего интересует инвесторов? На что есть спрос? Ответ: Отложенный спрос на недвижимость, - не в плане ритейла, а в плане, чтобы начинать сейчас что-то делать в Украине, - существовал достаточный период времени. Мешали выборы, перевыборы, ожидания выплат/невыплат по евробондам. Но я надеюсь, что на предварительно отобранные сделки, которые сейчас подаются на рынок, найдутся не только локальные, но и иностранные инвесторы. Вопрос: В настоящее время вы ведете переговоры с зарубежными инвесторами? Ответ: Да, очень активно. Но если в целом, то мое личное мнение - сейчас для Украины, особенно в сфере инфраструктурных и других крупных проектов, очень важна вовлеченность IFI, зарубежных инвесторов, потому что они располагают теми ресурсами, которые могли бы пойти на удовлетворение нужд самой Украины и муниципалитета в частности. Мы говорим и об энергосбережении, и о социальных проектах, ну и, естественно, о строительстве нового жилья, детсадов. Здесь мы хотели бы видеть возможность конвергенции с предложениями муниципалитета как соинвестора и спрос со стороны частных операторов - тех же детсадов, которые хотели бы сделать что-то, развить свой бизнес, но не могли этого сделать из-за нежелания муниципалитета заниматься такими мелкими вопросами в предыдущие периоды. Мы надеемся на определенный спрос, и увидим результаты уже в ближайшее время. Вопрос: Вы можете назвать этих зарубежных инвесторов? Ответ: У нас в сфере альтернативной энергетики и энергосбережения есть заинтересованные компании из Прибалтики, Польши, Голландии. В сфере недвижимости есть интерес со стороны стран Восточной Европы, думаю, что будет и со стороны украинских инвесторов. В сфере управления отходами – Австрия, Германия, Израиль, в отношении эффективности водоснабжения также есть интерес со стороны Израиля и одной из стран Западной Европы. Плюс у нас есть очень серьезная поддержка со стороны глобальных МФО. Вопрос: Сколько проектов реконструкции/строительства детских садов предлагает инвестагентство? Ответ: Что было сделано руководством муниципалитета за эти три месяца? Они попросили КИА сделать полноформатный аудит муниципальной собственности. Это касается и земли, и тех 11,5 млн кв. м, которые находятся в собственности муниципалитета. Соответственно, КИА запросило информацию от 300 муниципальных предприятий, по итогам рассмотрения которой отобрало порядка 36 потенциально возможных для реализации проектов детсадов. То есть это те земельные участки, которые были отведены под детсады, на которых инвесторы должны были их построить, но этого не случилось. Из этих 36 два уже были вынесены на инвестконкурс. Еще шесть в течение месяца, даже до конца года, будут выброшены на рынок в формате инвестконкурса. Полагаю, в течение первого квартала 2015 года к ним добавятся еще 15-20. Сейчас в Киеве порядка 60 операторов частных детских садов. КИА провело переговоры со всеми этими операторами и большинство из них готово к инвестициям и расширению. Там как украинские операторы, так и зарубежные. Идея муниципалитета проста: у нас большие очереди детей, которые не могут попасть в государственные садики, и если дать возможность приватному сектору построить хотя бы пару десятков садиков на основе частного предпринимательства, то есть надежда, что часть родителей переведет детей в частные детсады, освободив тем самым места в государственных. Строительству детсада с нуля отдается приоритет. В некоторых случаях речь идет о существующих детсадах, требующих реновации или достройки. Необходимо находить баланс в вопросе соотношения количества частных и государственных групп в таких детсадах – полностью частные, 50/50 либо 10% государственных групп. То есть в каждом случае мы пытаемся найти золотую середину для рынка, в зависимости от локации и неудовлетворенного спроса. В некоторых случаях нужно идентифицировать садики, которые использовались не по назначению и которым можно при небольших инвестициях вернуть первоначальный функционал. Вопрос: Сколько выявлено таких детских садов? Ответ: Сейчас мы уже идентифицировали около 10 таких потенциальных детсадов. Другое дело, что требуется время для проведения технической экспертизы, чтобы разобраться в возможности использования таких зданий в качестве детских садов. Нужна санитарно-эпидемиологическая экспертиза, экспертиза несущих конструкций. Вопрос: Сколько стоит строительство или реконструкция детсада? Ответ: От 14 до 30 млн грн. Проект строительства детсада с нуля на ул. Старонаводницкой в Печерском районе стоит примерно 26 млн грн. В любом случае финансовое участие частного сектора балансируется за счет получаемой им выгоды. Город может отдать земельный участок под строительство детсада, или будет искать инвестора готового достроить этот детсад, но тогда потребует компенсацию за земельный участок и существующий недострой в виде бюджетных мест для детей, которые частный оператор должен будет обслуживать в течение 10-15 лет. Нужно понимать, что не всегда у частного оператора детсада найдется достаточно денег для взноса в инфраструктуру города. Поэтому, как я сказал, город будет требовать наличие в детсаде определенного количества бюджетных мест на 10-15 лет. Вопрос: Сколько бюджетных мест будет в таких частных детских садах? Ответ: Город потенциально не готов рассматривать случаи, когда процент бюджетных мест составляет менее 10%, меньше одной группы. То есть желательно иметь одну-две группы. Процент мест или размер целевого взноса в развитие государственных детсадов это предмет торга, который выставляется на аукцион. Зависит также от локации. Если речь идет о центральных районах, где родительский спрос и, соответственно, инвестиционная привлекательность высокая, инвестору нужно быть готовым сделать единоразовый взнос на развитие инфраструктуры города. При этом, как в случае Старонаводницкой, мы не будем требовать, чтобы там были "бюджетные" места. Нам лучше сейчас получить деньги, чтобы отремонтировать другие государственные детсады. Если локации не центральные, будем идти по варианту совмещения коммерческих и государственных мест. То же касается школ, в первую очередь будем смотреть на проекты, реализация которых была заморожена. Вопрос: Сколько инвестпроектов и на какую сумму в сфере жилой недвижимости есть у КИА? Ответ: Четыре актуальных проекта - два на левом берегу (пер. Платоновский, ул.Маршала Якубовского), два на правом (ул.Здолбуновская, ул.Милославская), где город готов отдать земельные участки в обмен на то, что часть квадратных метров в этих домах пойдет на компенсацию пострадавшим от аферы "Элита-Центра". На ул. Здолбуновской возможно строительство по очередям, это может занять немного больше времени. В рамках четырех проектов будет построено 95 тыс. кв. м, предварительно общая сумма инвестиций составят 835 млн грн. Для левого берега мы установили минимальный уровень передачи жилья на уровне 6%, для правого – 10% из расчета общей площади комплекса. Раньше в расчет принималась только жилая площадь и девелоперы шли на ухищрения, сдавая в составе объекта, к примеру, 30% жилой площади и 70% всей остальной. Теперь мы эту лазейку убрали. С вопросами, собирается ли муниципалитет предпринимать что-то в отношении жилищного строительства, к нам уже обращалось порядка четырех-пяти местных девелоперов, которые ждут момента и возможности поучаствовать в этом строительстве. Вопрос: Какие проекты по энергосбережению вы считаете самыми важными для Киева? Куда бы вам хотелось привлечь инвесторов в первую очередь? Ответ: Проекты по установке котельных альтернативного топлива для объектов муниципальной инфраструктуры, находящихся на периферии города (школы, интернаты), которые не подключены к сетям "Киевэнерго" и используют газ. Полагаю, первые инвестконкурсы пройдут еще до конца 2014 года. Хорошо вписывается в эту концепцию установка котельных на пеллетах или других возобновляемых источниках энергии, как это делалось в Восточной Европе и Прибалтике. Есть более десятка компаний с релевантным опытом, соответствующими технологиями, которые в некоторых случаях являются производителями этих котлов или украинскими производителями пеллет. Утепление зданий было протестировано USAID совместно с муниципалитетом на детском саду и школе в 2012-2013 гг. за донорские средства. Предполагалось, что инвесторы будут получать прибыль от энергосбережения в течение последующих периодов времени. К сожалению, только сейчас отработаны юридические механизмы, и город может начать привлекать частных инвесторов к термосанации зданий, располагая юридическими основаниями окупаемости инвестиций от сэкономленного объема энергии. Это непросто, так как украинское законодательство в данной сфере весьма устаревшее. Только сейчас снимаются последние преграды, что позволит инвесторам входить в проекты без риска. Существует порядка 92 полностью проработанных проектов модернизации муниципальных зданий. Предполагается, что часть из них будет финансироваться за счет МФО, порядка 42 могут быть показаны и переданы инвесторам. Мы сейчас отрабатываем последние препятствия. Другой вопрос, что там период окупаемости не самый короткий и может составлять 7-8 лет. Мы надеемся, что это будут инвесторы, поддерживаемые МФО, которые найдут длинные дешевые деньги на такие, безусловно, важные для Украины проекты. Вопрос: Какие у вас наработки с МФО? Ответ: ЕБРР уже принимает активное участие, ЕИБ сейчас одобряет программу на EUR400 млн для финансирования муниципалитетов Украины. Есть надежда, что с начала следующего года начнется кредитование ЕИБ для муниципальных программ, не обязательно Киева. Вопрос: Какие у КИА планы относительно инвестиций в транспортную отрасль? Ленинградская площадь в планах? Ответ: да, возможно, будет одной из первых, скорее всего, войдет во второй или третий эшелон. Пока мы смотрим на транспортно-пересадочные узлы, на так называемые автостанции пятого класса, паркинги, перехваты. Возможно, это будет решаться в комплексе с узлами. О чем речь? Сейчас право междугородных перевозчиков заезжать на территорию города никем не регулируется. Хотелось бы уделить внимание повышению удобства приезжих. Мы предлагаем в районах конечных станций метрополитена создавать 5-9 автостанций, на которых иногородние маршрутки смогут высаживать пассажиров для дальнейшей пересадки на метро. Это позволит разгрузить центр города и дать более качественный сервис тем же перевозчикам. Транспортно-пересадочные узлы, опять же, могут соединять в себе не только конечные станции и метро, но и автобусные маршруты городского значения, что прослужило бы во благо киевлянам, так как периферия города не слишком хорошо охвачена маршрутами. Я думаю, частному сектору будет интересно реализовать элемент стратегии Всемирного Банка в отношении реформирования транспортной схемы города, и эти узлы будут основным компонентом программы, которую МБ нам предложит. Вопрос: Какой объем средств необходим для реализации проекта такого транспортно-пересадочного узла? Ответ: Ориентировочная сумма для крупного транспортно-пересадочного узла, который сочетает в себе и автостанции, и многоуровневые паркинги, составляет $10-15 млн. Вопрос: На сегодня разработаны проекты таких узлов? Ответ: Нет, они только будут разрабатываться через инвестагентство. Будем использовать либо внутренних архитекторов, либо делать какие-то конкурсы, либо нанимать архитектурные группы. Вопрос: Эти проекты разрабатываются за счет муниципалитета? Ответ: Не совсем. В отношении КИА с прошлого года действует программа, которая позволяет взимать 1% от проданных инвесторам сделок, расходуя эти средства на разработку проектов, предпроектной документации и функционирование инвестагентства. Сделок было не так уж много - за предыдущие полтора года продано менее десятка проектов. Но надеюсь, что по мере роста их количества у нас появиться возможность увеличить количество разрабатываемых проектов и повышать их качество. Если к 2015 году добавить оставшиеся два месяца 2014 года, то лишь в области недвижимости мы должны выйти более чем на сотню проектов, которые сможем реализовать. По крайней мере, уже можно говорить о 37 проектах в сфере недвижимости на общую сумму более $637 млн, которые мы идентифицировали как возможные. Вопрос: Какие проекты мэр повезет в Лондон? Ответ: Проекты КИА можно разделить на быстро реализуемые здесь и сейчас и более глобальные инфраструктурные, которые войдут в стадию реализации в 2016-2017 гг. Но все это требует очень большого объема инвестиций, и полагаться приходиться на МФО, которые сейчас заняты другими вопросами. Реализация сложных инфраструктурных проектов, кроме прочего, предполагает готовность города отдавать свои активы в концессию. Поэтому не исключено, что мэр на конференции Института Адама Смита будет говорить не только о реформах в публичном секторе в теории, и доверенном ему киевлянами муниципалитете на практике, но и о практических наработках в вопросах энергосбережения недвижимости и государственно-частном партнерстве в реализации, в том числе, инфраструктурных проектов. Вопрос: Какие условия нужно создать для привлечения инвесторов в крупные инфраструктурные проекты? Ответ: Класс инвесторов, готовый давать деньги на 20-30 лет под 3-5% годовых, еще не здесь. Чтобы он был здесь, необходимо создать юридические условия государственно-частного партнерства, необходима его поддержка МФО, согласных соинвестировать. А для этого необходимо предварительно создать законодательную базу, нужна политическая стабильность. Тогда у нас появиться шанс на реализацию масштабных проектов, которые могут повлечь за собой начало восстановления экономики нашей страны, начиная с Киева, с которого, как показывает история, стартуют все изменения. И я надеюсь, нам с вами посчастливится быть тому свидетелями в ближайшее время.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

Михаил Бакуненко: Запрет экспорта газа, игнорирование законодательства и отчуждение бизнеса – настоящее отрасли в Украине

Нам всегда не хватает денег, потому что мы постоянно развиваемся – управляющий партнер "ТК-Домашний текстиль"

Мы можем совершенствовать диагностику с помощью ИИ - завотделом Института им. Филатова

Посол Италии: для Путина Украины не существует, он категорически отрицает национальную идентичность украинцев

Надеемся избрать новых судей ВАКС до конца этого года, возможные связи с государством-агрессором проверяем тщательно – судья ВАКС, член ВККС Колиуш

Поддержка Украины на пути к справедливости должна была постоянной, потому что это работа на годы и десятилетия – генпрокурор

Глава "Центрэнерго" Андрей Чуркин: Нам удалось вернуть и поставщиков угля, и покупателей электроэнергии, поэтому ОЗП пройден успешно

Директор Государственного центра занятости Жовтяк: Наша задача - изменить стереотип, что мы "биржа труда"

"Укртелеком" увеличит объем инвестиций минимум на 70% в 2024г - гендиректор

Мы реально боремся за то, чтобы биржевой рынок агро существовал – член НКЦБФР Ильин

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА