14:27 08.08.2014

Дело украинской летчицы Савченко со временем станет важным прецедентом в сфере международного гуманитарного права - доктор права Сергей Саяпин

7 мин читать
Дело украинской летчицы Савченко со временем станет важным прецедентом в сфере международного гуманитарного права - доктор права Сергей Саяпин 8 августа исполняется месяц, как стало известно о том, что похищенная в Луганской области украинская летчица Надежда Савченко оказалась в российском СИЗО. Украинку обвиняют якобы в причастности к убийству российских журналистов, хотя ее адвокат Марк Фейгин утверждает, что у российской стороны доказательств вины нет. Тем не менее, суд г.Воронеж избрал для Н.Савченко меру пресечения – арест до 30 августа. В случае же негативного сценария ее могут приговорить к 25 годам лишения свободы. О юридических особенностях этого дела и его перспективах в эксклюзивном интервью агентству "Интерфакс-Украина" рассказал ассистент-профессор Школы права "Университета КИМЭП" (Алма-Ата, Казахстан), доктор права Сергей Саяпин. ИФ: Как можно классифицировать похищение Надежды Савченко Российской Федерацией? Каков правовой статус ее нахождения в России? СС: Правовой статус Надежды Савченко определяется обстоятельствами, при которых она оказалась на территории – и во власти – Российской Федерации. Н.Савченко инкриминируются деяния, которые она якобы совершила в ходе немеждународного вооруженного конфликта на востоке Украины (пособничество в убийстве двух журналистов ВГТРК), и она была лишена свободы незаконными вооруженными формированиями, действующими на территории Украины, и ими же передана Российской Федерации. Выдвинутая российскими правоохранительными органами версия о том, что Н. Савченко добровольно перешла государственную границу РФ и, как передали российские СМИ, "пыталась находиться в России под видом беженки", не выдерживает критики – вряд ли украинская военнослужащая, зная, что она совершила преступление подобной степени тяжести, могла бы по собственной воле направиться в страну, в смерти граждан которой она была повинна. Да еще и надеяться на получение убежища в этой стране. Ведь общеизвестно, что убежище не предоставляется лицам, совершившим преступления по международному праву – в частности, военные преступления, инкриминируемые Н. Савченко, и она как военнослужащая Вооруженных Сил Украины не могла не знать об этой норме международного права. Кроме того, утверждать, что Н. Савченко якобы находилась в России "под видом беженки", в любом случае преждевременно и юридически неверно. Беженец – это не фактическое состояние лица, а технический юридический термин, обозначающий правовой статус, который присваивается лицу в результате соответствующей процедуры, а именно – удовлетворения ходатайства о предоставлении статуса беженца. То есть, с точки зрения международного права, Н. Савченко никак не могла находиться в России "под видом беженки", потому что для обретения этого статуса ей было необходимо обратиться к властям Российской Федерации с ходатайством о предоставлении убежища, предоставить о себе соответствующие сведения и дождаться удовлетворения этого ходатайства. В отсутствие данной процедуры лицо не может называться "беженцем" юридически – как максимум, оно может быть "лицом, ищущим убежище" (но и то – при условии того, что соответствующее ходатайство оформлено, и начата процедура его рассмотрения). Так что применение к Н. Савченко юридических терминов "беженец" или "лицо, ищущее убежище", является ничем иным, как подменой понятий. Ни тем, ни другим статусом Н. Савченко не обладала и не обладает до сих пор. Если Н. Савченко действительно ходатайствовала о предоставлении убежища, то следует продемонстрировать это ходатайство общественности. Но его никому не демонстрируют, потому что его, полагаю, не было и нет в природе. В отсутствие такого ходатайства речь может идти исключительно о факте присутствия гражданки Украины Н. Савченко на территории Российской Федерации (без привязки ее фактического присутствия к возможному статусу беженца) – и о необходимости разумно объяснить, как Н. Савченко оказалась в России. ИФ: Так ведь официальный представитель Следственного комитета РФ признал, комментируя ее заявления, что ее якобы похитили: "Действительно, она сначала попала в плен к ополченцам. Каким образом ей удалось сбежать, это выяснит следствие"… СС: Это заявление заслуживает особого внимания с точки зрения международного права. Здесь Следственный комитет РФ оперирует категориями, которых попросту не существует в международном праве. Дело в том, что категории "плен" и "ополченцы" применяются только в отношении международных вооруженных конфликтов, а вооруженный конфликт, происходящий на востоке Украины, технически является немеждународным – он происходит между вооруженными силами Украины и неправительственными вооруженными формированиями. В немеждународном вооруженном конфликте нельзя никого "взять в плен", и никаких "ополченцев" в таком конфликте, по смыслу международного гуманитарного права, быть не может. Во Втором Дополнительном протоколе 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года прямо указано, что применение гуманитарных норм в немеждународном вооруженном конфликте не затрагивает юридического статуса сторон, участвующих в нем, – то есть, с точки зрения права, членов неправительственных вооруженных групп никак нельзя называть "ополченцами" (то есть, законными участниками военных действий), а захват ими Н.Савченко представляет собой, в соответствии с правом Украины и международным правом, незаконное лишение свободы, поскольку брать ее в "плен" и передавать РФ они не имели никакого юридического права. И, наконец, самое главное: Российская Федерация вообще не обладает юрисдикцией в отношении деяний, совершенных в ходе вооруженного конфликта на востоке Украины, которые могут быть квалифицированы в качестве военных преступлений. В силу принципа так называемой факультативной универсальной юрисдикции ("или суди – или выдай"), уголовная юрисдикция России может распространяться исключительно на военные преступления, которые были совершены в ходе какого-либо международного вооруженного конфликта. Ни статья 3, общая для Женевских конвенций 1949 года, ни Второй Дополнительный протокол 1977 года не предусматривают аналогичного принципа для ситуаций немеждународных вооруженных конфликтов. Не подлежит сомнению, что смерти журналистов ВГТРК должны быть расследованы. Однако, исключительной – подчеркиваю, исключительной! – юрисдикцией в отношении данных деяний обладает Украина, поскольку вооруженный конфликт, о котором идет речь, является немеждународным. ИФ: Как же вызволить Н.Савченко? Начнем с того, что Н.Савченко не находится в плену в Российской Федерации. Здесь также важно корректное использование терминов. Если бы Н.Савченко находилась в РФ именно в плену (в принятом международно-правовом смысле этого термина), то ее судьба, возможно, вызывала бы относительно меньше опасений – потому что военнопленные подлежат репатриации (возвращению на родину) по окончании военных действий. Однако, Н.Савченко находится не в плену и не подпадает под защиту Третьей Женевской конвенции 1949 года, а ей инкриминируется уголовно наказуемое деяние, что существенно осложняет ее правовое положение. В первую очередь, на мой взгляд, имеет смысл обратиться в независимые международные гуманитарные и правозащитные учреждения с ходатайством о возможности посещения Н. Савченко для выяснения материальных и психологических условий ее содержания. Независимо от решения вопроса о виновности или невиновности конкретного лица, такие посещения на различных этапах уголовного процесса приняты в международной практике. Неизвестно, когда такие посещения будут практически возможны в отношении Н. Савченко, однако предпринять усилия для их организации необходимо. Далее. Необходимо поддерживать постоянный официальный диалог с Россией о возвращении Н.Савченко под юрисдикцию Украины. Международно-правовой основой для такого диалога должны быть двусторонние и многосторонние договоры о правовой помощи, применяемые в отношениях между Украиной и РФ. Кроме того, разумеется, необходимо использовать потенциал Европейского суда по правам человека. На данный момент я вижу, как минимум, три правовых основания для защиты прав Н.Савченко с помощью Суда. Это статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), ст.6 (право на справедливое судебное разбирательство) и ст.7 (наказание исключительно на основании закона) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Кроме того, в зависимости от фактических условий содержания Н. Савченко под стражей также может быть поставлен вопрос о соблюдении статьи 3 Европейской конвенции (запрещение пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания). Альтернативные механизмы – такие, как обращение в Комитет по правам человека, действующий на основании Международного пакта о гражданских и политических правах, – мне представляются менее эффективными и требующими более значительных временных затрат. ИФ: Возможен ли обмен Н.Савченко на российских наемников, захваченных украинской стороной? СС: При решении вопроса о возможности обмена Н. Савченко на иностранных граждан, которым может быть предъявлено обвинение в наемничестве, властям Украины необходимо решить вопрос о том, насколько принципиальным для Украины является привлечение к уголовной ответственности данных лиц, и какие правовые основания могут быть найдены в уголовном праве Украины для осуществления такого обмена. Поскольку я не являюсь специалистом в уголовном праве Украины, мне сложно дать на этот вопрос более детальный ответ. ИФ: Как Вы оцениваете реакцию международного сообщества на факт задержания Н.Савченко? СС: Насколько можно судить по информационным сообщениям в Интернете, дело Н. Савченко получило определенный международный резонанс – ведущие мировые издания освещают его достаточно регулярно. Не менее важно подчеркнуть, что Европейский суд по правам человека уже предоставил делу Н. Савченко статус приоритетного – это дает основания полагать, что решение по делу будет постановлено в обозримой перспективе. По делам, связанным с лишением свободы, оперативное постановление судебных решений особенно важно. Полагаю, что дело Н. Савченко – с учетом его фактических обстоятельств – со временем станет важным прецедентом в сфере международного гуманитарного права и международного права прав человека. Но это – со временем. На данном этапе важно обеспечить материальные и процессуальные права конкретного человека – с использованием всех доступных юридических средств.
РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

аirBaltic немедленно возобновит полеты, как только воздушное пространство Украины будет открыто, - Мартин Гаусс

Надеемся избрать новых судей ВАКС до конца этого года, возможные связи с государством-агрессором проверяем тщательно – судья ВАКС, член ВККС Колиуш

Поддержка Украины на пути к справедливости должна была постоянной, потому что это работа на годы и десятилетия – генпрокурор

Глава "Центрэнерго" Андрей Чуркин: Нам удалось вернуть и поставщиков угля, и покупателей электроэнергии, поэтому ОЗП пройден успешно

Директор Государственного центра занятости Жовтяк: Наша задача - изменить стереотип, что мы "биржа труда"

"Укртелеком" увеличит объем инвестиций минимум на 70% в 2024г - гендиректор

Мы реально боремся за то, чтобы биржевой рынок агро существовал – член НКЦБФР Ильин

Ситуация с заоблачными ценами на картофель в 2024-2025 МГ не выровняется - вице-президент УАВК

Сложный процесс замены обязательного страхования требует продления переходного периода закона "О страховании" до конца года

Немчинов: формирование сильного Центра правительства позволит "правительственной машине" работать слаженно и стабильно

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА