13:24 08.02.2018

Незаконное толкование НАПК условий расследования незаконного обогащения чиновников уже учитывается судьями при вынесении решений – Сытник

4 мин читать
Незаконное толкование НАПК условий расследования незаконного обогащения чиновников уже учитывается судьями при вынесении решений – Сытник

 Руководители Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) Артем Сытник и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) Назар Холодницкий недоумевают относительно толкования Национальным агентством по предотвращению коррупции (НАПК) условий расследования незаконного обогащения ввиду того, что у Агентства нет на это полномочий.

"У нас сотни тысяч деклараций, которые подлежат проверке, проверено 100, и я не буду сейчас комментировать качество этой проверки. И у нас уже есть первое судебное решение, когда суд незаконно ссылается на это разъяснение НАПК и учитывает это при принятии решения", - сказал директор НАБУ Артем Сытник на пресс-конференции в четверг в Киеве, комментируя соответствующее толкование НАПК и в целом работу данного агентства.

В этом ключе он также он продолжил: "Даже простые подсчеты говорят, что первая волна декларирования будет проверена где-то через 1000 лет. Конечно, это и есть риск для электронного декларирования".

Директор НАБУ назвал разъяснение НАПК "никчемным, которое напрямую противоречит действующему законодательству".

Комментируя возможность обжалования этого толкования, А.Сытник сказал: "Оно не подлежит признанию незаконным в судебном порядке. Оно в силу закона является незаконным".

Говоря о совместной позиции по этому поводу антикоррупционных органов: "Я уверен, что этой позиции придерживается и Генеральная прокуратура: если есть данные о том, что внесены фиктивные сведения в декларацию или есть данные о незаконном обогащении и доказательства есть для подозрения, то подозрения объявляются и отправляется дело в суд".

"Давления я в этом не усматриваю, есть просто угроза для самого декларирования", - добавил А.Сытник.

В свою очередь, руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры добавил: "Я обратился с просьбой отменить это решение, пересмотреть его, и в ответ получил: "не будем мы его пересматривать", и они мне порекомендовали идти в суд".

Н.Холодницкий подчеркнул, что НАПК является органом исполнительной власти и его решения, в частности "о том, что без их согласия не начинать производство" не может подлежать выполнению.

"У нас есть УПК, единственный документ, единственный закон, который рассказывает и четко поясняет, как это надо делать, а не решение НАПК", - подытожил руководитель САП.

Как сообщалось, 29 января в НАБУ заявили о категорическом несогласии с решением Н НАПК, в котором Агентство по своему усмотрению толкует отдельные положения закона "О предотвращении коррупции" в части расследования преступлений, предусмотренных статьями 366-1 и 368 -2 Уголовного кодекса Украины.

"По мнению Национального бюро, предложенные разъяснения Агентства является юридически необоснованным и таким, который может способствовать коррумпированным чиновникам в уклонении от уголовной ответственности за незаконное обогащение и внесение недостоверных данных в декларации лиц, уполномоченных на выполнение функций государства и местного самоуправления", - говорится в обнародованном на сайте НАБУ в пятницу заявлении.

Так, напоминают в Бюро, в упомянутом разъяснении НАПК устанавливает необходимость обязательного наличия нескольких условий для внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР) по признакам уголовных преступлений, предусмотренных статьями 366-1 (Декларирование недостоверной информации) и 368-2 (Незаконное обогащение) УК Украины.

По мнению НАПК, отмечают в НАБУ, следователь не может начать досудебное расследование, пока НАПК не проведет полную проверку декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления и не установит по результатам такой проверки фактов нарушения антикоррупционного законодательства. Установленные факты к тому же, согласно разъяснению, должны быть отражены в соответствующем решении НАПК, составленном по результатам такой проверки.

"Приняв данное решение, НАПК не только вышло за пределы своих полномочий, пытаясь изменить определенный Уголовным процессуальным кодексом Украины порядок начала досудебного расследования, но и фактически переняло полномочия Конституционного суда Украины", - считают в НАБУ.

В частности, говорится в заявлении, в соответствии со статьей 214 Уголовно-процессуального кодекса Украины, следователь или прокурор безотлагательно, но не позднее 24 часов после подачи заявления, сообщения о совершенном уголовном правонарушении или после самостоятельного выявления им из любого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного преступления, обязан внести соответствующие сведения в ЕРДР.

"Выводы, изложенные в решении НАПК по результатам проверки декларации, не могут рассматриваться как единственный возможный источник обстоятельств, свидетельствующих о декларировании недостоверной информации или незаконном обогащении", - отмечают в НАБУ.

При этом, добавляют в Бюро, в течение 2017 года от НАПК к ним поступило лишь 4 вывода по результатам проверок, которыми выявлены признаки уголовного коррупционного правонарушения, "в то время как от общественных организаций и СМИ поступили десятки заявлений и обращений о возможном незаконном обогащении чиновников или внесения ими недостоверной информации в электронной деклараций".

"Подчеркиваем, законом Украины "О предотвращении коррупции" не предусмотрено полномочий НАПК о предоставлении разъяснений закона Украины "О предотвращении коррупции" (кроме вопросов применения актов законодательства по вопросам этического поведения, предупреждения и урегулирования конфликта интересов в деятельности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, получения подарков и сроков, определенных в законе Украины "О политических партиях в Украине") и других актов законодательства. Соответственно, такие неофициальные толкования уголовного и уголовного процессуального законодательства Украины, изложенные в упомянутом разъяснении, не является источником права", - убеждены в НАБУ.

Таким образом, подытожили в Бюро, разъяснение НАПК противоречит требованиям действующего законодательства и не может быть применено в практической деятельности правоохранительных органов Украины. "С этой позицией согласен Совет общественного контроля Национального бюро и признанные специалисты в области уголовного права и уголовного процесса", - добавили в НАБУ.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

ВАКС заочно арестовал соорганизатора завладения 11 млн грн средств "Укрзализныци"

"Укрэнерго" применило графики аварийных отключений до вечера в Днепропетровской, Запорожской и Кировоградской областях

Бавария передала киевским патрульным 11 специально оборудованных мотоциклов BMW

Две ракеты, запущенные РФ по Одессе, сбиты, травмирован ребенок – ОВА

Зеленский об обстреле РФ двух ГЭС: под угрозой не только Украина, но и Молдова

Речной порт и мультимодальный терминал могут появиться на берегу Тисы

Насилие российских военных над мирными жителями носит системный характер – Офис генпрокурора

Украина и Польша согласовали продление деятельности Польского центра поддержки культуры в Украине на 2024 год - Минкультуры

World Monuments Fund реализует почти 20 проектов, направленных на сохранение архитектурного наследия Украины

Зеленский уволил Марка Шевченко с поста посла Украины в Молдове

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА